| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план
Учебный планмуниципального образовательного учреждения"Бурлыкская средняя общеобразовательная школа"на 2009 – 2010 учебный год
Обсуждён и принят на педагогическом совете школы, протокол №1 от 24.08.2009 года
Пояснительная записка
к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения
Бурлыкская средняя общеобразовательная школа
на 2009/2010 учебный год
Общая характеристика учебного плана Учебный план МОУ "Бурлыкская средняя общеобразовательная школа" на 2009-2010 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министерством образования РФ от 18.07.2002г. 2783. 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. №196. 3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. «1178 – 02),, зарегистрированными в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997. 4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312. 5. Приказ МО Оренбургской области от 31.05.2006г. № 01\05-635 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Оренбургской области, реализующих программы общего образования». 6. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования». 7. Примерные программы по предметам. 8. Устав МОУ "Бурлыкская средняя общеобразовательная школа" и образовательная программа. В связи с тем, что школа является общеобразовательной, учебный план направлен на реализацию следующих целей: •Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне требований государственного стандарта и выше; •Формирование ОУУН на уровне, достаточном для продолжения образования и самообразования; •Создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья. При составлении учебного плана учитывались следующие требования: •максимально допустимый в неделю объём учебной нагрузки; •минимальное количество часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета; •соответствие концепции профильного обучения.
Структура учебного плана и обоснование логики выстраивания образовательной вертикали Структура учебного плана представлена инвариантной и вариативной частями, состоящие из трёх компонентов: - Федеральный компонент; - Региональный компонент; - Школьный компонент. Инвариантная часть предполагает реализацию федерального и регионального компонентов, что гарантирует выпускникам овладение знаниями и умениями в соответствии с минимумом содержания образования. Региональный компонент БУП сочетает в себе своеобразие региональных потребностей и необходимость достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в региональный компонент заложено изучение следующих учебных предметов: - 2-11 классы – физическая культура; - 5-7, 9-11 классы – основы безопасности житзнедеятельности (ОБЖ); - 2-5 классы – информатика; - 9 классы – химия; За счёт вариативной части реализуется предпрофильная подготовка учащихся основной школы, профильное изучение предметов в старшей школе и на усиление предметов федерального компонента с целью качественной подготовки к единым государственным экзаменам, изучение отдельных предметов. С целью формирования системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, развития навыков использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека, введен курс «Информатика» на II ступени обучения в 6,7,9 классах, факультативные занятия:
Как часть государственного стандарта учебный план определяет следующие нормативы:
1. Устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
2. Определяет продолжительность обучения на каждой ступени общего и среднего образования:
- I-IV классы – 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования;
- V-IX классы – 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования;
- X-XI классы – 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Принципы построения регионального БУП для X-XI класса основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.
3. Определяет предельно допустимую учебную аудиторскую нагрузку при 6-дневной учебной неделе на каждой ступени общего и среднего образования учебных предметов федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Предельно допустимая учебная нагрузка представлена суммарным объемом всех трех компонентов БУП.
6-дневная учебная неделя:
4. Продолжительность учебного года на всех ступенях образования:
- II-XI классы – 34 учебных недели (без учета государственной итоговой аттестации в IX, XI классах);
- I класс – 33 учебных недели.
- Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II- XI классов – 45 минут.
Изучение профильных общеобразовательных учебных предметов в 10 - 11 классах: биолого – географический: география, биология, математика Каждый из предметов регионального и школьного компонента при переходе от одной ступени обучения к другой служит целостно-целевой моделью преемственности содержания образования на основе возрастных особенностей индивидуально-личностного развития учащихся.
С целью уменьшения перегрузки учащихся предмет регионального компонента учебного плана «Экология» интегрирован с предметами образовательных областей, входящих в федеральный компонент учебного плана. Вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии, физики, химии.
Особенности учебного плана по ступеням
Первая ступень обучения (1-4 классы)- начальная школа Обучение в школе I ступени организовано по программе че¬тырехлетней начальной школы.
Содержание образования начальной школы реализуется че¬рез образовательные области, обеспечивающие целостное воспри¬ятие картины мира. Это достигается также за счет использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхо¬да и индивидуализации обучения.
Образовательные области «Филология» и «Математика» усилены во 2 - 3-х классах введением дополнительных часов за счет вариативной части учебного плана: на изучение литературы - в связи с необходимостью совершенствования навыков устной и письменной речи учащихся, усвоения ими правил орфографии и пунктуации; математики – совершенствование вычислительных навыков.
Обучение в 1-4 классах организовано по учебно-методическому комплекту «Гармония» под ред. Е.Б. Истоминой.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество, ОБЖ) изучается с 1 по 4 классах - 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Информатика» направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Введен факультатив «Математика и конструирование» для учащихся 2-3 классов с целью развития абстрактного и творческого мышления.
С целью сохранения и укрепления физического здоровья, бережного отношения к своему организму за счёт регионального компонента введён дополнительный третий час физической культуры со 2 - 4 классы в 1 классе - ежедневная динамическая пауза 40 минут.
В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения.
Вторая ступень обучения (5-9 классы) – основная школа В основной школе федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объёме.
Основное внимание на второй ступени обучения акцентируется на создание условий для формирования у учащихся познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.
С целью формирования системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, развития навыков использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека, введен курс «Информа¬тика» на II ступени обучения в 5- 9- классах.
С целью воспитания нравственных устоев и убеждений, чувства патриотизма, формирования правовых знаний, становления гражданской позиции, расширения экономических знаний введён курс «Обществознание» в 6 – 9 кл.
В образовательной области «Физическая культура» с целью сохранения и укрепления физического здоровья школьников, развития потребностей в здоровом образе жизни дополнительно введён 1ч. физической культуры.
Образовательная область "Технология" представлена следующими предметами:
- технология - 5-9 классы;
- черчение -9 класс.
В 9 классе в рамках предпрофильной подготовке организованы курсы «Профессиональное самоопределение» за счет модуля «Технология» и введен, за счет школьного компонента, предмет «Экономика», направленный на обеспечение экономической грамотности в мире рыночных отношений.
По окончании учебного года для учащихся 5-8 классов проводится летняя производственная практика общей продолжительностью 10 дней.
Итоговая аттестация в 9 классе проводится согласно нормативным документам.
Третья ступень (10-11 классы)- средняя школа Старшая ступень призвана обеспечить качественное образование учащихся с учётом их потребностей, познавательных интересов, склонностей и способностей. На этой ступени важное место занимают профили по предметам, предусматривающие углубление и расширение программ по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла. Увеличение количества часов предметов осуществляется за счёт вариативной части базисного учебного плана:
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению позволяет: • Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; • Эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования. В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации им предлагаются разнообразные курсы и кружки дополнительного образования. По окончании учебного года для учащихся 10 класса проводится летняя производственная практика общей продолжительностью 10 дней. Итоговая аттестация в 11-х классе проводится согласно нормативным документам.
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
Биолого – географический профиль
Среднее (полное) общее образование
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. |